• Смарт Компресс
  • Новости
  • МАРИНА ВИТОЖЕНЦ: «НЕПРОДУМАННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ПРАВИЛАМ ЕАЭС ГРОЗИТ КАТАСТРОФОЙ»

rassrochka_sber_1100x200-

МАРИНА ВИТОЖЕНЦ: «НЕПРОДУМАННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ПРАВИЛАМ ЕАЭС ГРОЗИТ КАТАСТРОФОЙ»

МАРИНА ВИТОЖЕНЦ: «НЕПРОДУМАННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ПРАВИЛАМ ЕАЭС ГРОЗИТ КАТАСТРОФОЙ»
Компания «Смарт Компресс» выпускает под товарным знаком HABIC фиксирующие бандажи, применяемые при занятиях спортом, фитнесом, а также в медицинских целях: после хирургических операций и в ходе медицинской реабилитации.
smart-compress.ru
22.11.2021

Компания «Смарт Компресс» выпускает под товарным знаком HABIC фиксирующие бандажи, применяемые при занятиях спортом, фитнесом, а также в медицинских целях: после хирургических операций и в ходе медицинской реабилитации. Изделия медицинского назначения составляют существенную часть производимой на фабрике продукции. Сейчас вокруг них сложилась непростая ситуация, связанная с переходом на регистрацию по правилам ЕАЭС. Учредитель компании Марина Витоженц называет ее близкой к катастрофе. Рассказала она и о других проблемах, которые, по ее мнению, тор­мозят развитие производства медицинского компрессионного трикотажа в России и ставят его в полную зависимость от зарубежных производителей.

marina

Учредитель — Марина Витоженц.

Родилась в Алма-Ате. Окончила Российский экономический универ­ситет имени Г. В. Плеха­нова по специальности «экономика» в 2003 г. Хобби: дайвинг; в ходе международной экс­педиции в Антарктиду в 2019 г. в составе группы дайверов погружалась в воды Атлантического океана. Кредо: «Идти впе­ред и создавать новое».

Марина, регистрация медицинских изделий по прави­лам ЕАЭС была анонсирована пять лет назад. Почему спустя столько времени возникли проблемы?

Решение о регистрации медицинских изделий по новым правилам Совет Евразийской экономической комиссии принял еще 12 февраля 2016 г. Но в 2021 г. заканчивается переходный пе­риод, в течение которого производители медицинских изделий были вправе выбирать способ регистрации своей продукции. Сейчас они могут регистрировать изделия как в соответствии с законодательством страны, в которой находится производ­ство, так и по общим правилам ЕАЭС. С 1 января 2022 г. регистра­ция первичных удостоверений будет осуществляться только по правилам ЕАЭС.

Сама по себе идея хорошая: единая регистрация позво­ляет по одному документу продавать товар во всех странах ЕАЭС. Однако ее реализация оставляет желать лучшего. Если государственные структуры не предпримут действий по «дона­стройке» процесса перехода, есть все основания предполагать, что результатом будет катастрофическое падение производства продукции медицинского назначения в России.

В чем, по вашему мнению, заключаются организацион­ные недоработки?

Предприниматели имеют слабое представление о том, как оформлять объемный пакет документов, который необхо­димо предоставить в регистрирующий орган. Внятных инструк­ций и рекомендаций на этот счет нет. Между тем любая ошибка или неточность при оформлении повлечет отказ в регистрации.

Для оформления документов, наверное, можно обра­титься в компании, оказывающие подобные услуги?

Такие компании есть, и их количество с каждым днем уве­личивается. Но большинство из них имеют малый опыт в по­добной деятельности. Они готовы брать деньги с клиентов, но не гарантируют результат. На практике средняя цена услуги по регистрации одного наименования изделий может достигать около 1,4 млн руб., срок исполнения услуги — до года и более.

Перед регистрацией по правилам ЕАЭС нужно прово­дить испытания изделий, как это предусмотрено россий­ским законодательством?

Безусловно, и это следующая большая проблема. Лабораторий, которые могут проводить такие испытания, в России мало, и там уже сформировались очереди на полто­ра года вперед. При этом нельзя сказать, что производители массово регистрируют продукцию по новым правилам. А когда это произойдет, очереди вырастут многократно.

Ваша компания уже сталкивалась со сложностями при подготовке к регистрации по новой схеме?

Мы ощутили на себе отсутствие современного оборудо­вания у организаций, уполномоченных проводить предреги­страционные испытания и исследования. Этот случай не связан с регистрацией в ЕАЭС, но он легко проецируется на общую ситуацию.

В коллекции наших бандажей Heat используются нити, об­ладающие согревающим эффектом. В зарубежном сертификате об этом сказано прямо. Когда мы попытались зарегистрировать эти изделия в России как медицинские, в Росздравнадзоре нам предложили самостоятельно доказать, что эти волокна имеют согревающие свойства. Там просто не было приборов, с помо­щью которых можно зафиксировать данный факт. Мы были вы­нуждены отказаться от регистрации и предлагаем эти бандажи как изделия для спорта и фитнеса. Хотя, будучи в медицинской линейке, они принесли бы реальную пользу тысячам людей, страдающих заболеваниями суставов. Мы также нередко стал­кивались с недостаточной квалификацией специалистов, рабо­тающих в сфере регистрации.

Вы обозначали эти вопросы перед государственными органами?

Мы направляли запросы о разъяснении положений нор­мативных актов о регистрации медицинских изделий в ЕАЭС. Однако в ответах цитировались выдержки из тех же докумен­-

тов, которые мы просили растолковать. Что касается нехватки лабораторий, оборудования, недостаточной квалификации специалистов, то эти проблемы в Минздраве известны.

Возможно, официальные структуры и делают что‑то для исправления ситуации, но предпринимательское сооб­щество отрасли об этом не знает. Растет непонимание, сво­рачиваются производства, снижаются объемы выпускаемой продукции.

Единственное послабление, о котором стало известно, со­стоит в том, что действие ранее полученных регистрационных удостоверений продлевается на пять лет — до января 2025 г. Но это не решает проблем, о которых я говорила выше. А поми­мо них существуют и другие, также весьма значимые для пред­принимателей в нашей сфере. Они связаны с поставками сырья, с подготовкой кадров.

Что с сырьем? Оно в дефиците?

Сырье для производства компрессионного трикотажа по­ступает из‑за рубежа. В России не растет хлопок, почти прекра­тилось выращивание льна, осталось всего несколько произ­водств для получения химических материалов, используемых в таких изделиях.

Более того, зарубежные поставщики стали аннулировать заказы без объяснения причин. Возможно, из‑за пандемии коро­навируса, а может быть, по иным обстоятельствам. Они просто уведомляют о прекращении поставок и возвращают деньги.

Найти замену сложно. Производители материалов для ме­дизделий работают по заказам, расписанным на полгода, а то и на год вперед. Попасть в число их постоянных клиентов практически невозможно. Поэтому, чтобы не останавливать фабрику, мы нередко покупаем сырье у разовых поставщиков по аукционным ценам. Но так работать можно лишь в огра­ниченном промежутке времени. Долгосрочная деятельность в таком режиме грозит банкротством бизнеса.

Я знаю, что существуют государственные программы по возрождению отечественной легкой промышленности, но в приложении к нашей сфере результат совершенно неоче­виден. Если поставки сырья из‑за рубежа продолжат и дальше снижаться, многие российские производства будут вынуждены закрыться.

С чем, по вашему мнению, связана нехватка кадров?

С одной стороны, в России, казалось бы, достаточно учеб­ных заведений, готовящих специалистов для текстильной про­мышленности. С другой — туда в большинстве своем поступают выпускники школ либо не прошедшие по конкурсу в другие ву­зы, либо выбирающие место учебы рядом с домом. Те и другие изначально не мотивированы на серьезную работу по освое­нию профессии, а многие после окончания вуза в нее и не при­ходят. Те, кто все‑таки остается, не обладают нужными знаниями.

В итоге мы испытываем острую нехватку квалифицирован­ных технологов, дизайнеров, конструкторов, IT-специалистов, которые писали бы программы для наших станков. Поэтому вынуждены готовить работников на месте своими силами. Но такой подход отвлекает ресурсы от производства, что, ко­нечно же, влияет на результаты работы.

12

Каким образом вакцинация против коронавируса сказы­вается на деятельности компании?

В Москве, Московской области и ряде других регионов приняты постановления главных санитарных врачей об обяза­тельной вакцинации 60 % работников некоторых сфер бизнеса, включая торговлю. Ответственность за исполнение постановле­ний возложена на работодателей.

В Москве работает учрежденная мной компания «МедВедъ», которая торгует компрессионным трикотажем, изготовленным на нашей фабрике. Поэтому ситуация, связанная с вакцинацией, касается меня самым прямым образом. Предприятия, указан­ные в постановлениях, обязаны предоставлять отчеты о ходе вакцинации. За непредставление отчетов, за неисполнение тре­бований о вакцинации 60 % работников, а также за неотстране­ние от работы отказавшихся от прививок их могут оштрафо­-

вать на сумму до 500 тыс. руб. или приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Полагаю, что в данной ситуации и постановлениями сани­тарных врачей, и тем более разъяснениями Роспотребнадзора и Минтруда на работодателей возлагаются несвойственные им функции. Работодатель не имеет права принуждать сотрудни­ков к вакцинированию и не имеет для этого рычагов, находя­щихся в рамках федерального законодательства РФ.

В то же время невыполнение этих требований грозит разорением: не каждая компания выдержит вынужденный трехмесячный простой и не каждая найдет полмиллиона ру­блей на оплату штрафа. А где взять других работников взамен отстраненных? Сотрудники предприятий оптовой торговли не контактируют с клиентами. В чем смысл таких репрессив­ных мер? Здесь должно быть найдено компромиссное реше­ние.

Как бы то ни было, я стараюсь придерживаться позитивного взгляда на все, что происходит в жизни. Это помогает не только удерживать бизнес на плаву, но и развивать его.

Сегодня «Смарт Компресс» выпускает компрессионный трикотаж для спорта, фитнеса и реабилитационной ме­дицины. Почему вы решили создать линейку медицин­ских изделий?

Изначально планировалось: будем выпускать изделия спортивного назначения, снижающие динамическую нагрузку и уберегающие от травм. Разработали фиксирующие бандажи для лучезапястного, локтевого, коленного, голеностопного су­ставов, сформировали коллекции изделий с инновационной методикой вязания и широким набором полезных свойств.

Позднее анализ рынка показал, что медицинские бандажи тоже имеют спрос, с коммерческой точки зрения производить их выгодно. Поэтому мы создали линейку суппортов, приме­няемых в послеоперационный период, при лечении артрозов, артритов, бурситов.

Чем медицинские изделия отличаются от спортив­но-физкультурных?

Назначение и номенклатура одинаковые — поддержание суставов колена, голеностопа, локтя и запястья. Отличия — в материалах и технологии изготовления, которая учитывает требования Росздравнадзора. Мы выпускаем бандажи из по­лиамидных нитей, а также изделия из бамбукового волокна, которые находят спрос среди потребителей, предпочитающих натуральные материалы.

Изделия предназначены для профилактики травм при спортивных, рабочих и бытовых нагрузках, при умерен­ных болях и дискомфорте, а также в период реабилитации по­сле травм, для профилактики артритно-артрозных воспалений. Их назначает лечащий врач, он же контролирует результат ис­пользования. На все медицинские изделия получены регистра­ционные удостоверения Росздравнадзора.

12-112-212-312-4

От каких факторов зависит спрос на медицинские банда­жи? Например, зимой, в гололедицу, он не возрастает?

Спрос стабилен и на медицинские, и на спортивные изде­лия. Минувшей зимой и весной он довольно серьезно рос, в ию­не был небольшой спад. Сейчас изучаем эти данные, пытаемся их правильно интерпретировать, чтобы понять, какие действия нужно предпринять для сохранения позитивных тенденций.

Пока точно знаем, что покупателей в первую очередь при­влекают цена и качество. В отзывах они отмечают, что наши бандажи приятны на ощупь и комфортны при носке, вызывают положительные тактильные ощущения, выгодно отличающие наши изделия от продукции других производителей.

Что касается собственно медицинских изделий, тут по­требители ставят на первое место их реальную способность уменьшать боль, снимать отеки, ускорять процесс выздоров­ления. При этом их использование не требует дополнительных перевязок или иммобилизации.

В аптеках продаются эластичные бинты, и стоят они де­шевле. Есть смысл сравнивать их с бандажами?

Отличия между ними не только в цене. Бинты лишь умень­шают симптомы, причем выраженность этого свойства зависит от того, насколько правильно обтянут сустав. Суппорт имеет анатомическую форму, изготовлен из специального волокна, подобран по размеру. Поэтому он оптимально распределяет нагрузку, обеспечивает стабильность сустава и в то же время сохраняет его подвижность. Отзывы потребителей о наших изде­лиях свидетельствуют, что даже при запущенных стадиях артроза или артрита ношение бандажа позволяет сохранить функцио­нальность конечности практически в полном объеме. Качество и функциональность наших изделий мы стараемся поддерживать на высочайшем уровне. Примечательно, что со временем даже представители мирового лидера в производстве компрессион­ных изделий — германской компании Medi Bayreuth — начали воспринимать нас в качестве конкурентов.

Как организованы продажи?

Официальный дистрибьютор продукции нашей фабри­ки — компания «МедВедъ». Она использует разные способы организации оптовых и розничных продаж — от долгосроч­ных договоров с торговыми предприятиями до выставления товаров на маркетплейсах. Для оптовых покупателей действу­ет система скидок, зависящих от объема заказа. Продуманная логистика позволяет оперативно доставлять приобретенные товары во все регионы России.

Где расположено производство?

Фабрика по производству наших изделий находится в Смоленске. На площади 2000 м2 установлено современное оборудование, которое может работать 24 часа в сутки семь дней в неделю. Мы уже работаем в три смены, но если пона­добится — достаточно оперативно можем увеличить объемы производимой продукции в несколько раз.

Назад

© ООО «Смарт Компресс» — производитель эластичных фиксирующих изделий, 2024

Популярные разделы: Наколенники | Голеностопы | Напульсники | Налокотники

Top.Mail.Ru